Наша пасека находится в лесу метрах в трехстах от речки, которая каждый год разливается и подтопляет берега. До ближайшей железнодорожной станции около трех километров, отсутствуют дороги, электроснабжение. В таких условиях вести пасечное хозяйство весьма непросто. Кроме основной работы по уходу за пчелами есть масса вспомогательных дел: обеспечение хозяйства водой (а требуется ее немало), заготовка и перевозка дров, обустройство ледника для хранения быстропортящихся продуктов, содержание огорода, транспортировка меда и тары под него и многие другие. Выполнять все эти работы за счет физических усилий утомительно и малопроизводительно.
Для передвижения по бездорожью на значительные расстояния и перемещения тяжелых грузов мы спроектировали и изготовили трицикл на пневматиках низкого давления.
Основу вездехода составляют движители — три колеса, создающие неразрушающее давление на почву от 0,06 до 0,17 кг/см2 (от 0,6 до 1,7 МПа). Камера размером 1400х450 мм от колеса самолета защищена покрышкой толщиной 4–6 мм и массой около 10 кг, которая закрепляется с помощью грунтозацепов.
Энергетическое сердце вездехода — двухтактный мотоциклетный двигатель с принудительным воздушным охлаждением, так как незначительная скорость движения вездехода (3–5 км/ч на труднопроходимых участках) и повышенный расход топлива в тяжелых условиях вызывают дополнительную тепловую нагрузку. Первый трицикл собрали с двигателем, который обычно устанавливают на грузовом мотороллере «Муравей» или на мотоцикле повышенной проходимости ТМЗ–5.952 мощностью 12 л.с. (9 кВт). Второй — с двигателем от мотоколяски СЗД, мощностью 18 л.с. (13 кВт). Оба они зарекомендовали себя надежными, неприхотливыми в эксплуатации. Имеют примерно равный расход топлива. Дополнительным достоинством первого является наличие электростартера, что значительно облегчает запуск двигателя.
Второй обладает большей мощностью и более приземист, что позволяет перевозить больше груза. Оба двигателя переделали под систему зажигания от магнето — более надежную, чем батарейная.
Управление трицикла мотоциклетного типа: на рукоятках располагаются рычаг сцепления, ручка газа, направление движения изменяется поворотом переднего колеса. В конструкции рулевого управления есть свои тонкости, связанные с тем, что управление вездеходом большой массы с грузом осуществляется за счет мускульной энергии человека.
Силовая установка и элементы трансмиссии смонтированы на раме трубчатой конструкции. На ней же установлены вместительный багажник, легкий половой настил, топливный бак вместимостью 12 л.
Трицикл с двигателем мощностью 12 л.с. и массой порядка 430 кг способен перевозить двух человек и около 200 кг груза. Такой же груз он может тащить за собой летом на прицепе или зимой в коробе. При перевозке меда три фляги помещают в багажник, а еще две на настил слева и справа от цепной передачи, еще четыре фляги можно везти на прицепе.
Вездеход способен вплавь преодолевать водные преграды, погружаясь в воду на 50–60 см; двигаться по лесистой местности; преодолевать единичные препятствия в виде пней, камней, поваленных деревьев высотой до 0,5 м. Зимой может двигаться по такому же снежному покрову. Расход топлива составляет примерно 1,5 л в час, полного бака хватает на 100 км.
За двадцать лет эксплуатации трициклов мы накопили богатый опыт, показывающий воздействие их колес на лесную почву. На дорогах, по которым практически постоянно ездили, сейчас трава только слегка примята, а почва абсолютно сохранилась. Весной в период буйного роста растительности через пять—семь дней после единичного проезда по мари примятая трава поднимается и полностью скрывает след.
Н.А.Иванов
680042, г. Хабаровск, ул. Шелеста, д. 118, кв. 189
Источник: http://www.beekeeping.orc.ru