В 11 -12 номерах журнала "Пчеловодство" в 1989 г. была помещена статья кустанайского пчеловода Александра Ивановича Волоховича. Она вызвала страстные споры — одни яростно отрицали даже саму возможность применения его метода, другие столь же страстно им восхищались. К Александру Ивановичу ездили, у него учились, а в Подмосковье даже была организована специальная школа, где обучали методу Волоховича. Итак...
Кустанайские степи характеризуются частыми сильными ветрами (18-20 м/с) и резкими температурными колебаниями (от -40 до +40°С), поздневесенними заморозками в первой декаде июня и ранними осенними в третьей декаде августа. Область относится к зоне рискованного земледелия. Это не самый лучший край для пчеловодства. Естественных медоносов почти нет, местами встречаются ива, в лесополосах акация желтая, жимолость татарская, клены, небольшие площади эспарцета, желтого донника, рапса и гречихи, которая часто плохо выделяет нектар, и подсолнечник на силос, который скашивают во время цветения. Основные медоносы — это голубой и желтый осоты, произрастающие почти повсеместно. Главный взяток, который в среднем длится 20-25 дней, часто прерывается холодными дождями и сильными ветрами.
Такие сложные условия заставили по-новому взглянуть на пчеловодство и выработать приемы, которые бы гарантировали рентабельность пасеки. Убежден, что в этих условиях только очень сильные семьи способны собрать достаточное количество меда. За долгие годы я выработал приемы создания сильных семей и использования их на медосборе. На моей пасеке медосбор достигает 200-300 кг от зимовалой семьи. На пасеке содержу постоянно 12-15 семей. Это оптимальное число семей, которое можно обслуживать по моему методу.
Начну с зимовки. Семьи подходят к зимовке сильными. Содержу их в двенадцатирамочных корпусах на рамку 435 х 230 мм. Клуб семьи занимает все двенадцать рамок и две, лежащие на верхних брусках в подкрышнике. Под них подложены бруски толщиной 12 мм. Все четырнадцать рамок плотно покрыты пчелами, часть их свисает «бородой» длиной пять—семь сантиметров в пустой нижний корпус, где отстраивает языки и при подкормке заливает их сиропом. Каждой семье осенью скармливаю по 10 кг сахара.
Надрамочное пространство, образовавшееся под лежащими сверху рамками, и «борода» под клубом способствуют хорошей зимовке, так как обеспечивают свободное общение пчел периферии и центра гнезда. Клуб имеет форму улья, так как даже крайние улочки забиты полностью пчелами. Каждая из четырнадцати рамок содержит не менее двух килограммов меда, который заготовлен в первой половине лета. Это важно, так как осенние меда у нас сильно кристаллизуются.
Семьи в зиму формирую из двух отводков и остатка пчел от основной семьи-гиганта к 15 сентября. После этого сразу даю инвертированную подкормку, работы заканчиваю к 20 сентября. Последний очистительный облет пчелы делают 12-15 октября. Перед подкормкой, а если необходимо, то и после нее, лечу пчел от варроатоза. Весной и летом пчел не обрабатываю.
Пчел заношу в зимовник к 7 ноября — в это время у нас уже устойчивые морозы (8-12°С). Зимовка проходит при температуре 3-4°С и влажности воздуха 75-85%. В ульях санитарный леток под сеткой открыт, щелевой в верхнем корпусе зарешечен, в нижнем корпусе закрыт. На всю ширину улья вдоль задней стенки отогнуты холстик и утепление, сверху на подкрышнике уложена противоварроатозная сетка (от мышей). «Борода» ко дню выставки пчел из зимовника уменьшается, а иногда полностью исчезает.
Выставляю пчел на ранний облет при температуре 6°С в тени. Это бывает между 20 и 25 марта; обычный облет с 1 по 10 апреля. Хорошо перезимовавшие семьи облетываются дружно, но слабые при такой температуре выставлять нельзя. Выношу ульи ближе к вечеру, а через четыре часа, когда стемнеет, переставляю их на чистые донья, убираю пустые корпуса, закрываю вентиляцию над гнездом, меняю летковые задвижки на глухие, открываю летки на 3-4 см. За ночь пчелы успокаиваются, а утром с потеплением начинают облет. На следующий день в три часа, когда основная масса пчел уже облетится, приступаю к беглому осмотру, проверяю корма и маток. В это же время убираю сверху лежащие две рамки и над центром гнезда кладу одну перговую, залитую медовой сытой. При необходимости гнезда сокращаю так, чтобы все рамки были плотно покрыты пчелами — и ни на одну больше. Тщательно утепляю.
При сохранении стабильного температурного режима в зимовнике с осени до весны в день выставки сильные пчелиные семьи не имеют еще расплода, даже открытого. В слабых семьях есть уже печатный расплод. Частые осмотры семей весной вредны. Семьи осматриваю через десять—двенадцать дней после выставки и даю профилактическую подкормку против нозематоза в перговых рамках. Ставлю их к расплоду взамен отобранной кормовой. Еще через десять дней даю такую же рамку с профилактической подкормкой против аскосфероза.
При первом весеннем осмотре обращаю особое внимание на отцовские семьи, у меня их две. В них с осени ставлю трутневые соты, приготовленные искусственно. Обычные рамки с трутневыми ячейками ранней весной непригодны. Готовлю эти соты так. В июне беру 20 рамок со светло-коричневыми сотами и на расстоянии пяти сантиметров от верхних брусков вдоль рамок срезаю стамеской на всю ширину пчелиные ячейки до основания вощины, то же делаю и с другой стороны сотов, но у нижних брусков. Такие рамки раздаю всем семьям. Пчелы на полосе срезанных ячеек всегда отстраивают трутневые ячейки, и матки откладывают в них трутневые яйца. Очень важно, чтобы в них вывелось не менее двух поколений насекомых, после чего ячейки темнеют. Таким образом, на приготовленной рамке трутневые ячейки всегда с другой стороны сота перекрываются пчелиными ячейками. Осенью собираю уже готовые и залитые кормом рамки и ставлю их по десять штук в отцовские семьи.
Весной отцовские семьи должны быть сильными, поэтому при необходимости подсиливаю их пчелами. Распечатываю рамки с медом, находящиеся в улье, даю не менее трех добротных рамок перги и постоянно подкармливаю медовой сытой. К 20-25 апреля в отцовских семьях имеется достаточно запечатанных трутневых ячеек. Рамки с запечатанным трутневым расплодом раздаю всем семьям, а взамен в отцовские ставлю расплод из других семей. Таким путем получаю ранних трутней.
Одновременно с отцовскими готовлю и семью-воспитательницу. Она также должна быть сильной и к 20-29 апреля (первая закладка маток) иметь не менее десяти рамок расплода и много пчел. Ее еще усиливаю молодыми пчелами. Поступаю так. В теплую погоду отбираю у нее матку. Под корпус, на дно, ставлю подкрышник, увеличивая объем улья (в тесном гнезде хороших маток не получишь). На верхние бруски рамок наношу несколько капель мятной настойки, закрываю улей и приставляю к нижнему летку большую прилетную доску (50 х 50 см). На нее стряхиваю пчел со взятой из каждой семьи одной рамки открытого расплода. Летные пчелы взлетают, а молодые по прилетной доске вползают в семью-воспитательницу.
Таким образом, в ней искусственно накапливаю большую массу молодых пчел. Лишние пчелы, появившиеся в улье, свисают бородой в подставленный под корпус подкрышник. Удалив одну рамку, в середину гнезда, лучше между открытым расплодом, ставлю прививочную рамку с мисочками. На третий день после отбора матки в семье появляются свищевые маточники, из них отбираю маточное молочко (маточники должны быть не старше одних суток). Молочко понадобится для прививки двенадцатичасовых личинок, взятых из материнской семьи. Матка в ней обязательно чистопородная.
Я каждый год получаю не менее десяти маток из питомника. Четыре лучших оставляю в зиму, а весной самая яйценоская станет материнской. Таким образом, у меня на пасеке исключаются близкородственное спаривание и спаривание неплодных маток с трутнями других пород, потому что в это время на соседних пасеках еще вообще нет трутней. Первая закладка маток (20-25 маточников) приурочена ко времени цветения ивы; вторая, через пять дней после первой (30-36 маточников) — к цветению клена; третья, подстраховочная, через десять дней после второй (36 маточников) — к цветению одуванчика. Во время всех закладок семье даю медовую сыту в открытой кормушке.
Через пять дней после прививок осматриваю маточники, они должны быть одинаковыми по возрасту и размеру (самые мелкие и самые крупные уничтожаю). Вышедших маток помещаю в клеточки Титова, заряженные кормом, и возвращаю в семью на сутки для дозревания. Затем раздаю в приготовленные отводки для спаривания. Отводки для первой партии маток делаю в обычных корпусах, имеющих летки с двух сторон и окрашенных в два цвета. Внутри улья отводки разделяет глухая перегородка. В отводок ставлю кормовую рамку из запаса, рамку печатного расплода на выходе с пчелами и рамку суши. Гнездо с двух сторон ограничиваю диафрагмой и утепляю. Отводки увожу за 3-4 км, а если оставляю на старом месте, то стряхиваю в них пчел еще с двух рамок (на случай слета). Через сутки раздаю маток.
Ульи с отводками расставляю таким образом, чтобы солнце в час дня освещало оба летка. Обычно в это время дня матки выходят на спаривание. Летки ульев с отводками ориентирую на юг. В отводках, чьи летки смотрят на север, матки выходят на облет в 17-18 ч, когда основная масса трутней уже возвращается в ульи.
Затем раздаю маток в микронуклеусы на 1/6 рамки 435 х 230 мм.
Микроулей разделен на три отделения, в каждом три рамочки. Передние стенки раскрашены в три цвета. Заселяю нуклеусы следующим образом. Подношу микроулей к улью, открываю потолочины его отделений и помещаю в каждое отделение матку в клеточке Титова с отверстием, заклеенным вощиной. Нахожу в улье рамку, на которой много пчел, убеждаюсь, что на ней нет матки, и стряхиваю их в отводок так, чтобы пчелы попали сразу во все три отделения. Быстро закрываю потолочины и увожу микро улей на новое место на четыре дня. За это время пчелы выпустят маток, после чего нуклеусы можно вернуть на пасеку. При этом способе отводки принимают всех маток.
Маток третьей партии раздаю в отводки взамен уже облетевшихся из первой партии и потерявшихся из второй. Иногда приходится держать неплодных маток в клеточках в семье-воспитательнице до пяти дней.
Как я уже говорил, на моей пасеке двенадцать основных семей, на каждую из них имею двух молодых маток, в засушливый год — и трех, так как при двух отводках пчелы могут роиться. Спарившихся маток подсаживаю в отводки, образованные из пяти рамок расплода с обсиживающими его пчелами и двух медовых (желательно увезти отводки на новое место). Такой отводок будет развиваться нормально, так как он имеет разновозрастный расплод и пчел. Молодая матка достигает максимума яйцекладки на десятый день. К этому времени данный в отводки расплод выйдет, освободив ячейки, и матка сможет развить максимальную яйцекладку.
Меньше отводок делать нельзя, так как ему не хватит обслуживающих пчел. Ведь можно иметь молодую плодную матку и не получить от нее полной отдачи. В основной семье нужно иметь обязательно не менее восьми рамок, плотно покрытых пчелами, из них шесть рамок расплода. Если хотя бы временно отобрать одну рамку расплода с пчелами, то это надолго затормозит рост основной семьи, а значит, мне негде будет брать необходимые резервы пчел.
Все работы по выводу и посадке маток должны закончиться к 5-8 июня. С этого времени матки во всех семьях имеют все необходимые условия для полноценной работы. На полную мощность молодые матки должны выйти уже к 15 июня, тогда до 15-20 июля семьи будут бурно расти. В этом и заключается весь мой метод по наращиванию большого количества пчел к главному взятку, который у нас в Кустанайской области начинается с 20-25 июля и длится по 20 августа.
К началу главного взятка (20-25 июля) создаю семьи-гиганты из двух- трех отводков и основной семьи, матки которых уже в течение месяца работали на пределе. Сила такой семьи-гиганта должна держаться на высоком уровне в течение всего медосбора.
Забочусь об этом заранее. С 5 июня после выравнивания силы семей и отводков они быстро растут, и в двадцатых числах июня (к цветению эспарцета) им уже требуются вторые корпуса. Всей пасеке (теперь на ней 36-40 мест) даю их за два-три дня. В каждом корпусе две рамки суши и четыре вощины. Из основного корпуса (нижнего) поднимаю во второй две крайние рамки с медом и две с печатным расплодом, а взамен ставлю по краям две рамки суши и в центр — против летка между рамками с открытым расплодом —две с вощиной. В результате в верхнем корпусе оказывается шесть рамок: две медовые, две расплодные и две вощины. Вощину ставлю между расплодом. По краям помещаю диафрагмы и утепляю гнезда. Леток верхнего корпуса открываю на 5 см. В дальнейшем расширяю верхний корпус до полного комплекта вощиной.
Если сразу дать второй корпус с полным комплектом рамок, рост семьи затормозится и этот корпус будет дольше не освоен. При своевременной постановке второго корпуса и без грубых нарушений технологии пчелы осваивают его за 20-22 дня. Если возникнет необходимость в третьем корпусе, то его ставлю вразрез. В него даю 8-10 рамок суши и 2-4 рамки вощины в зависимости от силы семьи и характера взятка. Как правило, третий корпус семья осваивает за 10-12 дней.
Во время роста семей основная моя задача заключается в том, чтобы пасека имела постоянный поддерживающий взяток, а семьи не нуждались в суши и вощине. У каждой семьи имеется паспорт, в котором ведется четкая запись проделанной работы и отмечается качество матки. Если меня чем-то не устраивает качество матки, я тут же меняю ее на резервную. Семьи осматриваю раз в шесть дней. В таком состоянии пасека подходит к главному взятку.
Накануне создания семей-гигантов нахожу нужный массив медоносов, изучаю его возможности. Ведь перевозить огромные семьи — нелегкая работа: вес каждой не менее 130 кг. На новом поле ставлю семьи и отводки группами по три-четыре улья. Подбираю так, чтобы общее число корпусов на каждом улье было одинаковым — восемь или девять. Когда контрольный улей начнет показывать ежедневный привес 2 кг, можно формировать семьи-гиганты. При таком медосборе они будут приносить не менее 12 кг нектара ежедневно и не будут роиться.
Как удержать такую семью, чтобы она работала и не роилась?
Собираю семью-гигант следующим образом. Сзади будущей семьи ставлю два корпуса с сушью, на них помещаю пустой корпус с разделительной решеткой, сюда стряхиваю пчел из семьи со старой маткой; пчелы опускаются на сушь. Матку отлавливаю на решетке и отдаю в отводок, который делаю из этой же семьи (две добротные рамки с расплодом на выходе и пчелами, одна медовая с пчелами и две рамки с сушью). Все закрываю и увожу на новое место (это очень важно). Так же поступаю с остальными отводками. Матки в этих отводках должны быть очень хорошие, так как они будут наращивать пчел для семьи, идущей в зиму. Освободившиеся от пчел рамки из семьи и отводков отправляю в цех для откачки. Пчел объединяю при помощи мятных капель, при этом не замечал драки между ними. Рамки с расплодом тоже откачиваю, но очень осторожно, чтобы из них не вылетал открытый расплод. Это важно, хотя его и не очень много к этому времени, так как рост семей подходит к завершению. Откачанные корпуса с расплодом ставлю наверх, куда и поднимаются пчелы. Последний отводок из этого комплекта откачиваю отдельно, не отыскивая матку, и через варроатозную сетку помещаю на верх собранной семьи.
Следующую семью собираю точно так же, но вместо двух нижних корпусов суши ставлю два корпуса расплода, оставшихся от первой семьи. И так собираю все семьи пасеки. От последней созданной семьи оставшийся расплод отдаю первой, ведь, как вы помните, у нее внизу стоят два корпуса суши (их убираю).
Многие пчеловоды спрашивают: зачем качать рамки с расплодом, так же делать нельзя?
До объединения во всех семьях и отводках доминировал инстинкт размножения и почти вплотную подошел к своей кульминации, то есть к роению. Нам нужно погасить его и вызвать новый — инстинкт накопления корма, но на него нельзя выйти другим путем, как через инстинкт самосохранения. Что это такое? Мы свалили в кучу массу пчел и расплода, отобрали маток, оставили одну наверху. Поэтому в течение первых суток основная масса пчел чувствует сиротство, да еще у них отобран весь мед (конечно, при слабой качке сколько-то меда на рамках осталось). В результате у пчел пробуждается инстинкт самосохранения. Рано утром пчелы-разведчицы дают знать о появлении первого нектара в природе — и семья заработала, да так, что трудно себе представить.
Через сутки, к вечеру, осторожно поднимаю два верхних корпуса (без дыма, но с мятными каплями в санитарный леток), выдвигаю сетку на 1-2 см, делаю щель вдоль задней стенки корпуса. Через нее пчелы начинают общаться с маткой. А еще через сутки сетку удаляю. Так получается одна семья, занимающая шесть-семь корпусов и имеющая одну матку. Ограничивать ее не надо, пчелы сами ограничат ее работу собранным нектаром. Потому что у матки излюбленное место — верхние корпуса, а пчелы тоже несут нектар наверх. Принос нектара у такой семьи достигает в отдельные дни 20-22 кг.
С большим напряжением работает семья-гигант десять дней. После этого у нее нужно откачать мед, так как его набирается около 100 кг, да и семья может зароиться. Нужно снова включить инстинкт накопления.
За такой пасекой нужно постоянно следить и помогать ей. Обычно поздно вечером обхожу ее и слушаю звуки, идущие из ульев. Они характеризуют степень вентиляции гнезд. При необходимости приподнимаю переднюю часть одного или нескольких корпусов и прокладываю между ними 12-миллиметровые брусочки, открываю добавочные летки на всю ширину корпуса. Естественно, что летки во всех корпусах открыты. Это необходимо для быстрого созревания меда. Санитарный леток тоже открыт.
Многие пчеловоды спрашивают: «Куда пчелы будут складывать мед?» А я отвечаю, что всегда думаю о том, кто будет его складывать, а место найдется: ведь расплод в лучшем случае занимает две трети рамок, да еще каждый день освобождается шесть-восемь тысяч ячеек от расплода.
Вторую откачку начинаю тогда, когда вес улья на весах достигает 260-280 кг. Значит, пора качать и сокращать семью на один или два корпуса. Пчелы работают производительней, когда обсиживают рамки очень плотно. В семье-гиганте удается вызвать инстинкт накопления, но не удается снова возбудить инстинкт размножения. Поэтому к концу сезона в ней остается лишь пять-шесть рамок расплода и то небольшими очагами. Ясно, что в зиму пойти сильной она самостоятельно не сможет. И тут выручают отводки, которые я сделал накануне главного взятка. При правильном уходе они вырастают и имеют к этому времени по семь-восемь рамок расплода. За отводками нужно постоянно следить, чтобы в их гнездах были перга и место для откладки яиц маткой.
После главного взятка, к 15 сентября, объединяю два отводка с остатками семьи-гиганта. Расплод от них в один корпус не помещается, поэтому в нижний ставлю десять рамок зрелого расплода (улочки здесь делаю шире обычных), а в верхний — расплод помоложе. После выхода расплода из нижнего корпуса лишние рамки убираю. Если пчелы отстраивают языки и свисают бородой, то я их не тревожу, и они так идут в зиму. Иногда весь расплод не помещается в ульи двенадцати семей, в таком случае делаю еще две-три семьи. Весной за их счет подсиливаю ослабевшие семьи.
Основа моего метода заключается в том, что я все время создаю такие семьи, какие мне нужны в данный период.
Для обслуживания моей пасеки нужна, конечно, малая механизация. Пришлось заняться этим самому.
Хочу обратить внимание на сото обеспеченность пасеки. На двенадцать семей имею сто корпусов, то есть 1200 рамок суши. Сушь после откачки храню в рабочих корпусах, которые устанавливаю под навесом, где она находится до нужного момента. Если все делать аккуратно и грамотно, тогда мороки у вас не будет. Кормовые запасы и пергу храню в зимовнике.
Волохович А.И.
Источник: http://www.roiplus.narod.ru
Будем рады разместить Ваши советы и замечания по работе в пчеловодстве.
Для размещения Вашей статьи отошлите ее по адресу:
с пометкой "статьи"