Пик наибольшего количества трутневого расплода в центральных, северных регионах и на юге России приходится на II декаду июля. Однако начало его закладки на сравниваемых территориях различно. Согласно средним данным многолетних наблюдений, в центральных и северных регионах такой расплод появляется лишь в III декаде мая. На юге — в III декаде марта, а в очень теплые зимы (средняя температура ±1°С) в отдельных семьях трутней можно встретить и во II декаде февраля — I декаде марта.
Срок появления трутней зависит также от индивидуального физиологического состояния той или иной семьи. По данным Е.В.Старостенко (1976), раннее выращивание трутней говорит о подготовке семей к роению.
Суровые условия зимы 2006 г. в Краснодарском крае повлияли на откладку матками трутневых яиц: печатный расплод появился во II декаде марта (15 марта), в конце III декады марта вышли первые самцы. Мы установили, что в помесных семьях трутни развиваются раньше, чем в чистопородных, да и в роевое состояние эти семьи переходят раньше. Роевой период у них продолжался 2–3 недели (до III декады июля). У чистопородных кавказянок факты роения, особенно с молодой маткой, мы не отмечали.
На юге России расположена равнинная территория (Прикубанская низменность), на которой преобладают помесные пчелы, образовавшиеся в результате спаривания кавказских маток с трутнями украинской степной и других пород. Они сохраняют склонность выращивать большое количество трутневого расплода и, как следствие, являются более ройливыми, чем чистопородные серые горные кавказские. Однако семьи, которые не готовятся к роению, также выращивают трутней. Вероятно, в них сложились условия, не совсем подходящие для разделения семьи, поэтому инстинкт роения проявился частично в репродукции самцов.
Осмотр экспериментальных семей с целью определения развития трутневого расплода проводили раз в две недели. В конце мая его зафиксировали во всех (в среднем около 100 ячеек в каждой) гнездах. В дальнейшем его количество постепенно росло и к III декаде июня составило в среднем 1040 ячеек печатного расплода на семью. Максимальное количество трутневого расплода (в среднем 1760 ячеек) отмечено в конце I — начале II декады июля (пик главного медосбора). Причем летние трутни наиболее крупные и активные, их средняя масса — 275 мг. Это связано с тем, что весенние самцы развиваются в единичных трутневых ячейках, находящихся на рамках, а летние — в трутневых ячейках на нижнем краю сота, поэтому размеры тела этих самцов (17–20 мм) больше (табл.).
Дальнейшее сопоставление подобных возрастных изменений показало, что во всех генерациях однодневные трутни весят больше, чем 25–дневные, то есть с момента рождения идет снижение массы их тела. Как отмечает Н.Д.Шмелева (1975), такое снижение, какое мы наблюдаем и у неплодных маток, вероятно, имеет глубокий биологический смысл, своего рода приспособленность к спариванию в воздухе.
К началу III декады июля медосбор сократился до минимума, что привело к значительному уменьшению числа откладываемых маткой яиц. Так же резко сократилось и количество трутневого расплода. Последние трутни в пчелиных семьях в центральных и северных регионах России были отмечены во II декаде августа. По окончании медосбора пчелы принимают меры к экономному расходованию собранных кормовых запасов и изгоняют ненужных теперь самцов. Матки значительно снижают, а затем и вовсе прекращают откладку яиц. Наблюдения 2005 г. показали, что активное изгнание трутней из ульев в семьях как чистопородных серых горных кавказских, так и помесных происходило в III декаде августа. Однако у единичных кавказянок они встречались и в сентябре—октябре. А в одной семье были замечены в III декаде октября и в начале ноября. Стремление оставлять трутней в зиму или выводить их ранней весной говорит о том, что прошлогодних маток, скорее всего, пчелы заменят в новом сезоне.