Если по каким-либо причинам при выполнении этой работы полностью выкипает вся вода, то ток между электродами сначала уменьшается, а затем прекращается и нагрев останавливается. Однако необходимо уделять особое внимание технике электробезопасности.
Для эксперимента выбрал несколько рамок с черными, темно-коричневыми и светло-коричневыми сотами. Порции воскового сырья после взвешивания вытапливал разными способами: при помощи электрического тока в емкости из диэлектрика (закрепил титановые электроды у противоположных ее стенок и подводил к ним переменный ток напряжением 220, 380 В и постоянный — 110, 500 В), а также разваривал в воде на электрической плитке, а затем отжимал воск через марлю и снова взвешивал. Выход продукта при всех способах переработки воскового сырья был примерно одинаковым, но изменялся в зависимости от цвета сотов. Средний выход воска из черных, коричневых и светло-коричневых сотов был соответственно равен 45,1; 49,3 и 66,7%. Выход воска из забруса и светлых сотов после вытапливания на электрической плитке составил 93,3%.
Исходя из высокого КПД, пожаробезопасности и простоты электродного нагревателя можно по-другому подойти к конструированию воскотопок. Они смогут, например, в одной конструкции совмещать и разваривание, и отжим.
И.Г. Рутковский, Минск
Размеры моей воскотопки на рисунке не указаны — они зависят от того, какие типы ульев и рамок вы используете.
Стены камеры 4 можно сделать из листов нержавеющей стали, просверлив в них отверстия, или из сетки, приварив ее либо приклепав. Все детали внутри воскотопки, соприкасающиеся с сырьем, сделал из нержавеющей стали, чтобы улучшить качество воска.
Сетки 9 и 10, а также дно камеры с трубой 12 для слива воска съемные, чтобы было удобно чистить. Упоры 7 сварены между собой и составляют жесткую конструкцию для установки камеры. Крышка 3 герметично закрывается через жаростойкую прокладку 21.
Для регулирования работы ТЭНа 15 можно поставить термореле. А если еще сделать автоматическую подачу воды, то вообще получится производственный станок, на котором можно перерабатывать большие объемы воскового сырья.
Можно приварить снизу отопительную секцию с трубой, а также, не вынимая ТЭНа, разогревать воскотопку на костре или газовой плите
Владимир Геннадьевич Бережной
422704, Татарстан, Высокогорский р-н,
д. Константиновка, ул. Советская, д. 29
Неразъемный дисковый воскопресс (рис. 1) состоит из дома 2 в виде многогранного или круглого диска и двух пресс-стоек 1 с перекладиной 3. Все детали — из дерева, скреплены шурупами. Чтобы конструкция не расшатывалась, к каждой стойке двумя шурупами прикручены концы укосин 4 из дюралюминиевых уголков 15х15 мм. Диаметр диска на 20–25 мм меньше диаметра емкости для разваривания воскового сырья, а пресс-стойки на 20 см выше ее стенок. Нижние концы укосин не должны погружаться в посуду.
Жом разъемного дискового воскопресса (рис. 2) состоит из деревянного диска 1 толщиной 20 мм и двух алюминиевых дисков 2 (суммарная толщина 6 мм). На жоме и пресс-стойках 6 смонтированы элементы сцепления из листового алюминия, снабженные горизонтальными 3, 4 и вертикальными 5 отгибами. Чтобы собрать агрегат, ставлю стойки на верхний диск и поворачиваю по часовой стрелке до соприкосновения отгибов 3 и 5, отгиб 4 при этом заходит под отгиб 3. К нижним концам пресс-стоек прикручена алюминиевая полоса жесткости 7. Все детали соединены шурупами с потайными головками.
Отъемный жом можно сделать из листового алюминия, соединив заклепками отдельные диски (рис. 3). Элемент сцепления 1 вставлен в вырез 2 на верхнем диске 4 и прикреплен заклепками 3.
Восковое сырье заворачиваю в марлевую ткань и обвязываю хлопчатобумажной тесьмой, как показано на рис. 4. Все узлы завязываю на одной стороне свертка — можно будет развязать их, не переворачивая упаковки.
Пакет с восковым сырьем помещаю в глубокую емкость небольшого диаметра, без штампованных обручей жесткости, придавливаю воскопрессом и наливаю мягкую воду до уровня, расположенного на 4–5 см ниже горловины. Затем вынимаю воскопресс и ставлю емкость на регулируемый источник тепла, довожу воду до кипения и развариваю сырье в течение 10 мин при умеренном кипении, разминая 2–3 раза пакет с помощью двух деревянных лопаток. Далее придавливаю пакет воскопрессом и прогреваю жом в течение 2–3 мин. Ставлю емкость на деревянную подставку и делаю первое прессование воска — несколько плавных надавливаний на пакет. Убираю воскопресс, разминаю пакет в емкости и делаю второе прессование. Воск полностью выдавливается и поднимается вверх. Переливаю его через край емкости в другую посуду, прижимая пакет к дну воскопрессом, охлаждаю и отстаиваю. Если пресс разъемный, оставляю в емкости жом, который прижмет пакет собственной массой. По завершении прессования последней порции сырья, а также когда необходимо срочно прекратить работу, воск можно вообще не сливать — нужно лишь изъять из емкости пресс-стойки.
Обычно жом в дисковых воскопрессах делают перфорированным, чтобы воск всплывал через отверстия. Считаю, что расплавленный воск и так беспрепятственно поднимается вверх. Но с перфорированного жома он хуже стекает, чем со сплошного — мешают отверстия, сориентированные перпендикулярно плоским сторонам.
Воскопрессы рассмотренных конструкций несложно изготовить в домашних условиях.
В.М.Чечевицкий
73486, Украина, г. Херсон, пос. Антоновка,
ул. Пограничная, д. 41
У заводского пресса нажимной винт упирается в перекладину, которая удерживается боковыми стойками. Это делает его громоздким и требующим дополнительных емкостей для разваривания сырья, сбора воска. С помощью моего пресса (рис. 1) удобно и разваривать сырье, и прессовать, и отстаивать, причем в одной посуде, не меняя воды.
Пресс состоит из полого цилиндра 6, жома 2 с ребрами жесткости и направляющей трубкой, дна 5 с ребрами жесткости и отверстием посередине, стяжного винта 1 с гайкой, удлинителя 4 и крестообразной рукоятки 3 из трубок. В цилиндре, жоме и дне просверлил множество отверстий O 3 мм. Все детали изготовлены из нержавеющей стали, соединения выполнены сваркой. Размеры зависят от величины емкости, в которую будет нужно опускать пресс (использую для этого десятилитровый алюминиевый бак). Из мешковины сшил мешок цилиндрической формы с отверстием в дне.
Сначала в отверстие дна пресса вставляю винт и надеваю на него мешок. На ребра жесткости дна ставлю цилиндр. Вымоченное в нескольких водах и отфильтрованное сырье загружаю в мешок, периодически уплотняя. После этого пресс опускаю в бак, заполненный мягкой (дождевой, снеговой) водой и ставлю на плиту. Развариваю сырье в течение 5–10 мин после начала кипения, помешивая деревянной мешалкой. Потом обворачиваю мешок вокруг винта, приподнимаю за винт пресс над водой, мешок заправляю в цилиндр, на винт надеваю жом, еще раз приподнимаю пресс и, убедившись, что мешок не попал под жом, надеваю на винт удлинитель, ручку, гайку и начинаю прессование: медленно, с остановками закручиваю гайку до упора. Потом вынимаю пресс из бака, цепляю ребрами жесткости за край бака и даю воску стечь. После этого пресс убираю, бак утепляю и оставляю его так на 10–12 ч. Застывший на поверхности круг воска очищаю снизу от грязи.
Когда накопятся несколько кругов, разламываю их, заворачиваю в марлю и кладу в ведро с мягкой водой. Сверху прижимаю сеткой из нержавеющей стали или алюминия, чтобы воск не всплывал. Ведро ставлю на плиту, а после расплавления воска утепляю и оставляю отстаиваться.
С.И.Ревняков
640001, г. Курган,
ул. К.Мяготина, д. 54, кв. 81
Предельная простота конструкции и не менее предельная простота обращения с ней — отличительные качества применяемой мною водяной воскотопки. Использую десятилитровое эмалированное ведро и пятилитровую эмалированную кастрюлю для отстаивания воска, а также марлевый фильтр 60x60 см.
Два угла марли связываю двойным узлом под ручкой кастрюли. Потом, обтянув марлей верх и часть стенок, связываю два других угла под второй ручкой. Образуется марлевый фильтр с ручками. Он легко снимается, плотно облегает верхнюю часть стенок и провисает конусом внутрь кастрюли, не касаясь дна.
Наливаю в эмалированное ведро 1 л воды, заполняю его на 2/3 восковым сырьем и ставлю на газовую плиту. Перетопка и разваривание воскового сырья занимают не более 45 мин. Если расплавленного воска окажется меньше, чем полведра, добавляю сырье, доводя его объем в расплавленном состоянии до половины объема ведра.
Об окончании плавления и разваривания сырья свидетельствует обильное образование пены. Убавив огонь, оставляю ведро на плите еще на 5–10 мин, наблюдая за интенсивностью пенообразования.
Расплавленное содержимое ведра через марлевый фильтр переливаю в кастрюлю-отстойник. Снимаю ручки фильтра с ручек кастрюли, а затем вместе с содержимым поднимаю его на 20–30 см над кастрюлей. Поочередно приподнимаю то правую, то левую сторону фильтра на 10–15 см, одновременно опуская на столько же противоположную. Не допускаю, чтобы расплавленное сырье попадало в кастрюлю через край фильтра. Это продолжается 10–15 мин (в зависимости от температуры окружающего воздуха), пока весь воск не перельется в кастрюлю, а мерва в фильтре приобретет шарообразную форму.
Получение из сырья двух-трехкилограммового слитка занимает около одного часа. После этого кастрюлю-отстойник с воском ставлю на ровную горизонтальную поверхность и накрываю крышкой. Примерно через сутки сливаю воду и достаю слиток. Промываю его холодной водой из-под крана, основание очищаю от осадка жесткой щеткой. После просушки слитка на открытом воздухе оборачиваю его полиэтиленовой пленкой и убираю на хранение.
Марлевый фильтр использую многократно. После каждого применения очищаю его от осадка, промываю в холодной воде из-под крана и просушиваю на открытом воздухе.
М.К.Долинин, Украина
За много лет занятия пчеловодством использовал разные воскотопки и убедился, что все они сложной конструкции, дорого стоят и малопроизводительны. Перерабатываю восковое сырье с помощью обычной хозяйственной утвари на кочевой пасеке, где много сухого дерева. Применяю метод разваривания воскового сырья в кипящей воде. Для этого использую оцинкованные ведра, кастрюли (из нержавеющей стали, алюминия или эмалированные, объемом до трех ведер), цедилку с мелкой сеткой (глубокая цедилка для меда или самодельная) и деревянную мялку.
Штырь 1 (рис. 1) с приваренной к нему перекладиной и упорами забиваю в землю. В ведра 2 наливаю по 2 л воды, добавляю до полного объема сырье. Ведра вешаю на перекладину между упорами так, чтобы они находились над огнем, и развариваю их содержимое, периодически помешивая палкой. Затем, надев рукавицы, выливаю расплавленное сырье в цедилку 3, установленную на кастрюле 4. Горячий воск разминаю мялкой 5, и он процеживается в кастрюлю. Мерву раскладываю на пленке. Процесс повторяю до тех пор, пока наполнится кастрюля или закончится сырье. Кастрюлю с расплавленным воском оставляю на углях костра.
Застывший воск вытаскиваю из емкости и очищаю нижнюю его часть от мусора.
Когда накопится достаточное количество воска, приступаю к вторичной перетопке. В ведро наливаю 1,5–2 л воды, желательно дождевой или речной, разогреваю и расплавляю в ней воск, а затем процеживаю его через мешковину. При необходимости добавляю для осветления концентрированную серную кислоту (аккумуляторную), перекись водорода или бихромат калия (любой из этих компонентов добавляю по нескольку раз, пока не получу желаемого результата), помешивая деревянной палкой.
Ведро в течение 3 ч держу на огне. За это время в кипящей воде воск стерилизуется. Далее разливаю его в высокую посуду с небольшим количеством кипятка, ставлю на прогоревшие угли и дополнительно утепляю. Когда воск остынет, вынимаю круги из посуды и удаляю снизу слой примеси. Просушенную мерву сдаю на воскоперерабатывающий завод.
Е.А.КОРАБЛЕВ
432046, г, Ульяновск,
ул. 40 лет Октября, д. 9, кв. 51