Хочу предложить пчеловодам-умельцам свой вариант прицепа. Удлините раму за задней осью тракторной тележки примерно на 2 м и подведите еще одну ось от такой же тележки с рессорами. Смежные концы рессор 3 должны через серьги 2 опираться на специально изготовленное и закрепленное на раме коромысло-балансир 1 (рис.).
Оно должно свободно поворачиваться на оси-пальце на середине длины, но не более чем на 10-12° в каждую сторону, иначе на больших ухабах серьги могут перевернуться на 180° и доставить немало хлопот. Такая конструкция подвески обеспечит плавность хода на плохих дорогах и бездорожье.
Все рессоры следует перебрать, и каждый третий лист, считая от коренного, вынуть. Они станут мягче примерно на 30%, что тоже значительно увеличит плавность хода прицепа.
Давление в шинах следует поддерживать на 50% ниже рекомендуемого заводом для тракторных прицепов. Если нужно перевезти пасеку на 10-15 км по полевым грунтовым дорогам трактором со скоростью 10-12 км/ч, давление воздуха в шинах следует оставить лишь 30% от заводской нормы. Шины при этом не пострадают, зато передвигаться такой прицеп будет настолько плавно, что отпадет нужда убирать из ульев полномедные рамки.
Комнату пчеловода надо располагать обязательно над передней, поворотной осью, а ульи - над задними спаренными осями, где их будет меньше трясти.
По такой же схеме можно изготовить хороший прицеп на шасси списанного с эксплуатации автомобиля ЗИЛ-157 или КамАЗ, но для облегчения конструкции нужно оставить на задних осях только по два крайних колеса.
В комнате пчеловода стол и полку для постели следует делать откидными. Во время переездов туда можно загрузить ульи и другое походное имущество.
Б.И. Лебединский,393106, Тамбовская обл., Тамбовский р-н, с. Черняное, пос. Тихий Угол, ул. Лесная, д. 1202